МОК №2, Группа ТЕРЕМОК, г. Воронеж
Познавательно-творческий проект «Времена года»
11 ноября [пн]
Носова С.Б., воспитатель группы «Теремок» Краткая аннотация «Времена года» - это творческий долгосрочный проект, нацеленный на совместное творчество взрослых и детей в форме коллективной работы с использованием различной техники выполнения работ, и их приобщение к творчеству с опорой на рассматривание картин, рисунков, иллюстраций, наблюдений за природными изменениями, чтением художественных произведений о природе, знакомство с различными техниками выполнения работ. Михаил Пришвин говорил: «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней». Великий педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума… » Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Но в современном мире ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений. Поэтому необходимость приобщения ребёнка к природе, начиная с дошкольного детства, бесспорна. Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро. Достичь это можно в том случае, если знакомить ребёнка с тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, пейзажами родных мест. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. С целью развития устойчивого интереса к природе был разработан данный проект, который способствует формированию собственного жизненного опыта ребенка, и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.
Паспорт проекта «Времена года»
Задачи проекта: 1. Формировать познавательный интерес к окружающему миру, родной природе; 2. Знакомить детей с сезонными изменениями природы; 3. Развивать умение: передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках; отражать в творческих работах признаки природы в разное время года; 4. Воспитывать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года; 5. Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране; 7. Расширять словарный запас детей; 8. Развивать эстетическое восприятие природы. Продолжительность: долгосрочный проект, по срокам неограничен (несколько лет) Участники проекта: дети; воспитатели; специалисты ДОУ; родители. Актуальность: Необходимо научить беречь и любить природу смалых лет.
Участие в проекте: Деятельность родителей: оказание помощи в оформлении стенда «Времена года»; рисование с детьми сюжетов «Времена года»; пополнение группы бросовым материалом для детского творчества; оформление выставок; изготовление костюмов; подготовка методических и дидактических материалов; организация выставок; подбор информации через интернет, познавательная информация, картинки, пейзажи о временах года. Деятельность детей участи в различных конкурсах, беседах; заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок; рисование элементов картин, детское творчество: рисование, аппликация участие в развлечениях, праздниках Специалисты • музыкальный руководитель: подбор музыкального репертуара для прослушивания; • инструктор по физической культуре: подбор игр на разные времена года; В процессе всех этапов работы мы тесно сотрудничаем с родителями. Они помогают нам в подготовке картин «Времена года».
Ожидаемые результаты: • повышение интереса детей к природе и природным явлениям; • позитивные изменения в речи детей; • повышение психолого-педагогической культуры родителей; • совершенствование личностных качеств; • выставки поделок «Дары осени», «Елочка-красавица»; • изготовление альбома «Времена года»; • тематическая выставка детских работ: «Дары осени», «Зимушка-зима», «Весна идет», «Ах, лето». Продукты проектной деятельности: - альбом «Времена года»; - выставка «Что нам осень принесла»; - выставка «Елочка-красавица»; - рисунки детей; - рисунки родителей к альбому «Времена года»; - изготовление кормушек для птиц; - организация тематических выставок детских работ: «Осень золотая», «Волшебница – зима», «Портрет весны», «Ах! Лето»; - проведение развлечений, игр-драматизаций, театрализованных представлений. - картины «Времена года» на стенде
Содержание проекта: ОСЕНЬ 1. Занятия: • «Весёлый календарь» • «Путешествие по осени» • «Волшебные знаки» • «Дары осени» • «Как звери готовятся к зиме» • «Что бывает осенью» 2. Беседы: • «Ранняя осень» • «Добрые дела осенью» • «Дары осени» • «Что мы знаем о растениях» • «Жизнь птиц и животных осенью» • «Краски осени» 3. Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает? », «Сложи картинку», «С какого дерева листок? ». 4. Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе. 5. Опыты и эксперименты: «Воздух есть везде», «Земля в разную погоду разная», «Вода бывает разная» и т. п. 6. Чтение художественной литературы. 7. Заучивание стихотворений. 8. Продуктивная деятельность: • «Дары осени» - лепка. • «Ветка рябины» - аппликация. • «Волшебные краски осени» - рисование. • «Портрет осени» - рисование. 9. Развлечения и праздники: «Праздник осени». 10. Презентация сезона: «Осень – славная пора» ЗИМА 1. Занятия: • «Волшебные знаки» • «Жизнь растений зимой» • «Жизнь животных зимой» • «Зимнее путешествие» • «Что бывает зимой» 2. Беседы: • «Пришла зима» • «Жизнь животных зимой» • «Жизнь птиц зимой» • «Хорошо ли птичке в клетке? » (стих. Григорьевой «Птица в неволе») . • «За что люблю я Новый год? » • «Что бывает зимой» 3. Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает? », «Сложи картинку», «Узнай по описанию». 4. Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе. 5. Опыты и эксперименты: «Снег пушистый, лёгкий», «Снег тает от тепла», «Снег грязный», опыты с палкой – снегомером. 6. Чтение художественной литературы. 7. Заучивание стихотворений. 8. Продуктивная деятельность: • «Мои волшебные снежинки» - рисование. • «Моё любимое дерево зимой» - рисование. • «Зимний лес» - коллективная творческая работа. 9. Развлечения и праздники: Новогодний утренник, «В зимнем лесу». 10. Презентация сезона: «Волшебница - зима» ВЕСНА 1. Занятия: • «Идёт матушка – весна» • «Что такое первоцветы? » • «Шестиногие малыши» • «Ласточка с весною в сени к нам летит» • «Путешествие в май» 2. Беседы: • «Ранняя весна» • «Жизнь животных весной» • «Растения весной» • «Прилёт птиц» • «Труд весной» 3. Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает? », «Подбери картинку», «Что лишнее? ». 4. Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе. 5. Опыты и эксперименты: «Для роста растений нужна влага», «Растению необходим свет», «Растения могут двигаться и поворачиваться», опыты с палкой – снегомером. 6. Чтение художественной литературы. 7. Заучивание стихотворений. 8. Продуктивная деятельность: • «Подснежник» - рисование. • «Пушистая веточка» - аппликация. • «Весенний букет» - рисование. • «Портрет весны» - рисование. 9. Развлечения и праздники: «Праздники весны». 10. Презентация сезона: «Весна, весна красная» ЛЕТО 1. Занятия: • «Здравствуй, лето! » • «Цветочная поляна» • «Прогулка в лес» • «Что бывает летом» 2. Беседы: • «Наступило лето» • «В огороде и в саду» • «Вкусное лето» 3. Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает? », «Вершки – корешки», «Что лишнее? », «Доскажи словечко». 4. Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе. 5. Опыты и эксперименты: с песком, водой, почвой. 6. Чтение художественной литературы 7. Заучивание стихотворений. 8. Продуктивная деятельность: • «На лесной полянке» - рисование. • «Мои любимые цветы» - аппликация. • «Шестиногие малыши» - рисование. • «Портрет лета» - рисование. 9. Развлечения и праздники: «Круглый год». 10. Презентация сезона: «Щедрое лето»
Этапы проекта: Подготовительный: • анкетирование родителей по теме, обработка данных; • разработка проекта по теме «Времена года»; • оформление уголка природы; • заполнение игрового пространства наглядно-иллюстративным материалом по теме «Времена года»; • подбор книг, сказок, стихов, загадок по теме «Времена года»; • привлечь детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. д; • подбор иллюстраций для картин Основной: • создание картин «Времена года»; • наблюдения за объектами и явлениями природы; • чтение художественных произведений, пословиц, загадок; • создание альбома «Времена года»; • беседы; • рассматривания иллюстраций, репродукций, картин и т. д.; • экскурсии и целевые прогулки; • прослушивание музыкальных композиций; Итоговый: Создание презентации «Времена года». Перспективный план долгосрочного проекта |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.