МОК №2, Группа ТЕРЕМОК, г. Воронеж

Познавательно-творческий проект «Времена года»

11 ноября [пн]

Носова С.Б., воспитатель группы «Теремок»                                                                                                                                                         Краткая аннотация

«Времена года» - это творческий долгосрочный проект, нацеленный на совместное творчество взрослых и  детей в форме коллективной работы с использованием различной техники выполнения работ, и их приобщение к творчеству с опорой на рассматривание картин, рисунков, иллюстраций, наблюдений за природными изменениями, чтением художественных произведений о природе, знакомство с различными техниками выполнения работ.

 Михаил Пришвин говорил: «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего».

Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.  Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка.  Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».

Великий педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума… »

Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Но в современном мире ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений.

Поэтому необходимость приобщения ребёнка к природе, начиная с дошкольного детства, бесспорна. Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро. Достичь это можно в том случае, если знакомить ребёнка с тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, пейзажами родных мест. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

С целью развития устойчивого интереса к природе был разработан данный

 проект, который способствует формированию собственного жизненного

 опыта ребенка, и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его

как личность.

 

 

 

 

Паспорт проекта «Времена года»
Тип проекта
: творческий Цель проекта: формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста, развитие экологического сознания и мышления у детей, воспитание  гуманного, бережного отношения к миру природы.

Задачи проекта:

1. Формировать познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;

2. Знакомить детей с сезонными изменениями природы;

3. Развивать умение: передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках; отражать в творческих работах признаки природы в разное время года;

4. Воспитывать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;

5. Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

7. Расширять словарный запас детей;

8. Развивать эстетическое восприятие природы.

Продолжительность: долгосрочный проект, по срокам неограничен (несколько лет)

Участники проекта:

дети;

воспитатели;

специалисты ДОУ;

родители.

Актуальность:  Необходимо научить беречь и любить природу смалых лет.

 

 

 

Участие в проекте:

Деятельность родителей:

оказание помощи в оформлении стенда «Времена года»;

рисование с детьми сюжетов «Времена года»;

пополнение группы бросовым материалом для детского творчества;

оформление выставок;

изготовление костюмов;

подготовка методических и дидактических материалов;

организация выставок;

подбор информации через интернет, познавательная информация, картинки, пейзажи о временах года.

Деятельность детей

участи в различных конкурсах, беседах;

заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок;

рисование элементов картин,

детское творчество: рисование, аппликация

участие в развлечениях, праздниках

Специалисты

• музыкальный руководитель: подбор музыкального репертуара

для прослушивания;

• инструктор по физической культуре: подбор игр на разные времена

года;

В процессе всех этапов работы мы тесно сотрудничаем с родителями. Они помогают нам в подготовке картин «Времена года».

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты:

• повышение интереса детей к природе и природным явлениям;

• позитивные изменения в речи детей;

• повышение психолого-педагогической культуры родителей;

• совершенствование личностных качеств;

• выставки поделок «Дары осени», «Елочка-красавица»;

• изготовление альбома «Времена года»;

• тематическая выставка детских работ:  «Дары осени», «Зимушка-зима», «Весна идет», «Ах, лето».

Продукты проектной деятельности:

 - альбом «Времена года»;

- выставка  «Что нам осень принесла»;

- выставка  «Елочка-красавица»;

- рисунки детей;

- рисунки родителей к альбому «Времена года»;

- изготовление кормушек для птиц;

- организация тематических выставок детских работ:  «Осень золотая», «Волшебница – зима»,  «Портрет весны»,  «Ах! Лето»;

- проведение развлечений, игр-драматизаций, театрализованных представлений.

- картины «Времена года» на стенде

 

 

 

 

 

Содержание проекта:

ОСЕНЬ

1. Занятия:

• «Весёлый календарь»

• «Путешествие по осени»

• «Волшебные знаки»

• «Дары осени»

• «Как звери готовятся к зиме»

• «Что бывает осенью»

2. Беседы:

• «Ранняя осень»

• «Добрые дела осенью»

• «Дары осени»

• «Что мы знаем о растениях»

• «Жизнь птиц и животных осенью»

• «Краски осени»

3. Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает? », «Сложи картинку», «С какого дерева листок? ».

4. Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе.

5. Опыты и эксперименты: «Воздух есть везде», «Земля в разную погоду разная», «Вода бывает разная» и т. п.

6. Чтение художественной литературы.

7. Заучивание стихотворений.

8. Продуктивная деятельность:

• «Дары осени» - лепка.

• «Ветка рябины» - аппликация.

• «Волшебные краски осени» - рисование.

• «Портрет осени» - рисование.

9. Развлечения и праздники: «Праздник осени».

10. Презентация сезона: «Осень – славная пора»

ЗИМА

1. Занятия:

• «Волшебные знаки»

• «Жизнь растений зимой»

• «Жизнь животных зимой»

• «Зимнее путешествие»

• «Что бывает зимой»

2. Беседы:

• «Пришла зима»

• «Жизнь животных зимой»

• «Жизнь птиц зимой»

• «Хорошо ли птичке в клетке? » (стих. Григорьевой «Птица в неволе») .

• «За что люблю я Новый год? »

• «Что бывает зимой»

3. Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает? », «Сложи картинку», «Узнай по описанию».

4. Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе.

5. Опыты и эксперименты: «Снег пушистый, лёгкий», «Снег тает от тепла», «Снег грязный», опыты с палкой – снегомером.

6. Чтение художественной литературы.

7. Заучивание стихотворений.

8. Продуктивная деятельность:

• «Мои волшебные снежинки» - рисование.

• «Моё любимое дерево зимой» - рисование.

• «Зимний лес» - коллективная творческая работа.

9. Развлечения и праздники: Новогодний утренник, «В зимнем лесу».

10. Презентация сезона: «Волшебница - зима»

ВЕСНА

1. Занятия:

• «Идёт матушка – весна»

• «Что такое первоцветы? »

• «Шестиногие малыши»

• «Ласточка с весною в сени к нам летит»

• «Путешествие в май»

2. Беседы:

• «Ранняя весна»

• «Жизнь животных весной»

• «Растения весной»

• «Прилёт птиц»

• «Труд весной»

3. Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает? », «Подбери картинку», «Что лишнее? ».

4. Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе.

5. Опыты и эксперименты: «Для роста растений нужна влага», «Растению необходим свет», «Растения могут двигаться и поворачиваться», опыты с палкой – снегомером.

6. Чтение художественной литературы.

7. Заучивание стихотворений.

8. Продуктивная деятельность:

• «Подснежник» - рисование.

• «Пушистая веточка» - аппликация.

• «Весенний букет» - рисование.

• «Портрет весны» - рисование.

9. Развлечения и праздники: «Праздники весны».

10. Презентация сезона: «Весна, весна красная»

ЛЕТО

1. Занятия:

• «Здравствуй, лето! »

• «Цветочная поляна»

• «Прогулка в лес»

• «Что бывает летом»

2. Беседы:

• «Наступило лето»

• «В огороде и в саду»

• «Вкусное лето»

3. Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает? », «Вершки – корешки», «Что лишнее? », «Доскажи словечко».

4. Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе.

5. Опыты и эксперименты: с песком, водой, почвой.

6. Чтение художественной литературы

7. Заучивание стихотворений.

8. Продуктивная деятельность:

• «На лесной полянке» - рисование.

• «Мои любимые цветы» - аппликация.

• «Шестиногие малыши» - рисование.

• «Портрет лета» - рисование.

9. Развлечения и праздники: «Круглый год».

10. Презентация сезона: «Щедрое лето»

 

 

 

 

 

Этапы проекта:

Подготовительный:

• анкетирование родителей по теме, обработка данных;

• разработка проекта по теме «Времена года»;

• оформление уголка природы;

• заполнение игрового пространства наглядно-иллюстративным

материалом по теме «Времена года»;

• подбор книг, сказок, стихов, загадок по теме

«Времена года»;

• привлечь детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. д;

• подбор иллюстраций для картин

Основной:

• создание картин «Времена года»;

• наблюдения за объектами и явлениями природы;

• чтение художественных произведений, пословиц, загадок;

• создание альбома «Времена года»;

• беседы;

• рассматривания иллюстраций, репродукций, картин и т. д.;

• экскурсии и целевые прогулки;

• прослушивание музыкальных композиций;

Итоговый:

Создание презентации «Времена года».

Перспективный план долгосрочного проекта


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.