Проект по экологическому воспитанию
«Друзья наши - пернатые»
Тип проекта: познавательный, долгосрочный, групповой.
Автор проекта: воспитатель Носова С.Б.
Цель проекта: расширение, уточнение представлений детей об изменении образа жизни птиц в разное время года, формирование ответственности и бережного отношения к птицам.
Задачи:1. Привлечь воспитанников, воспитателей и родителей к природоохранной акции.
2. Формировать причинно-следственные связи и закономерности в природных явлениях.
3. Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию.
4. Расширять представления о перелётных, зимующих и кочевых птицах.
5. Продолжать знакомить детей с народными приметами и литературными произведениями о птицах.
6. Развивать речь детей, формировать умение обосновывать свой ответ.
7. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
8. Развивать познавательный интерес к природе, умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать своих сверстников.
9. Воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к птицам, чувства сопричастности к окружающей природе.
Оборудование: иллюстрации, наборы карандашей, красок, альбомные листы, маски для игр, кормушки, соответствующая литература, подборка консультаций для родителей.
Место события: МБОУ «Лицей «МОК №2», группа «Теремок»
Участники: дети старшей группы (5-6 лет, воспитатели, родители детей, музыкальный руководитель)
Формы работы с детьми: ООД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, физ. минутки, рассматривание, оформление выставки.
Информация о проекте. В ходе образовательно–воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Друзья наши пернатые». Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Актуальность: Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них. Дать детям элементарные знания о том, как правильно вести себя в природе.
Гипотеза: если мы реализуем данный проект, то повысится уровень знаний детей о птицах родного края, а также будет формироваться экологическая культура.
Диапазон опыта представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс – непосредственно- образовательная деятельность + совместная деятельность педагога с детьми (игры, прогулки, экскурсии, беседы, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей) + работа с родителями (системное и планомерное взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог) .
Новизной опыта является создание системы педагогической работы, направленной не только на формирование представлений о жизни и повадках птиц у детей дошкольного возраста, но и на развитие личности в целом, умеющей думать, сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту природы
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный (аналитический)
2. Основной (реализация намеченных планов)
3. Заключительный (подведение итогов, внесение поправок)
I этап – подготовительный
1. Диагностика, тестирование детей.
2. Обсуждение с педагогами и родителями цели и задач проекта.
3. Обсуждение работы воспитателей с детьми.
4. Обсуждение срока выполнения работы.
5. Создание необходимых условий для реализации проекта:
Изготовление атрибутов к играм.
Подбор стихов, рассказов, загадок и т. д.
Подготовка дидактических игр.
Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин с изображением птиц.
Экологическое воспитание на прогулке:
- Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах.
- Наблюдение за синичками: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
- Наблюдение за вороной: познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
- Наблюдение за воробьями: познакомить с зимующими птицами - воробьями, учить различать воробьёв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
- Наблюдение «Какие звуки издают птицы»: учить различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.
II этап – основной (практический)
1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о птицах.
Сентябрь – ноябрь
1. Занятия по развитию речи и экологии:
o «Птицы»
o «Птицы осенью»
o «Перелетные и зимующие птицы»
o «Пернатые друзья»
o «Составление описательных рассказов о птицах»
o «Городские птицы»
o «Перелетные птицы»
o Занятие по худ. литературе А. Толстой «Сорока»
2. Занятия по изодеятельности
o «Птица счастья» (аппликация)
o «Синички на ветках» (аппликация)
o «Белые лебеди» (аппликация)
o «Птица счастья» (лепка)
o «Совушка, сова, большая голова» (лепка)
o «Птицы на кормушке» (лепка)
o «Чудо – птицы» (рисование)
o «Ворона летит» (рисование)
o «Летят перелетные птицы» (аппликация + рисование) - коллективная работа.
o «Птица» (конструирование из бумаги)
o «Птица мира и надежд – голубь» (оригами)
o «Разноцветные птички» (оригами)
3. Занятия по ФЭМП «Перелетные птицы»
4. Рассказ воспитателя о птицах
o «Сорока»
o «Ворона»
o «Воробей»
o «Кукушка»
o «Утка»
Декабрь – февраль 1. Занятие по развитию речи и экологии:
o «Беседа о зимующих и перелетных птицах»
o «Как живут наши пернатые друзья зимой»
o «Зимующие птицы» (беседа)
o «Птицы зимой»
o «Беседа о зимующих птицах»
o «Зимующие птицы» (рассказ по картине)
o «Зимующие птицы» (открытое занятие)
o «Синичка» (пересказ рассказа)
o «Помощь зимующим птицам» (составление повествовательного рассказа по сюжетным картинкам.)
o «Как нам помочь птицам перезимовать» (комплексное занятие)
2. Занятие по изодеятельности:
o «Зимующие птицы» (рисование)
o «Накормите птиц зимой» (рисование)
o «Как розовые яблочки» (рисование)
o «Птички прилетели, на кормушки сели, зернышки клюют» (лепка)
o «Снегири на ветках» (лепка)
o «Лебедушка» (лепка)
o «Сказочные птицы» (аппликация)
o «Зимующие птицы» (аппликация)
o «Снегирь на ветке» (аппликация)
o «Зимующие птицы» (конструирование)
o «Домик для птиц» (конструирование из кубиков)
o «Ворона» (оригами)
3. Занятие по ФЭМП «Птицы – наши друзья»
4. Рассказ воспитателя о птицах
o «Клест»
o «Дятел»
o «Вьюрок»
o «Гусь»
o «Лебедь»
Март- май
1. Занятия по развитию речи и экологии:
o «Как птицы весну встречают»
o «Птицы наши друзья»
o «Пересказ Е. И. Чарушина «Сова»
o «Пришла весна, прилетели птицы»
o «Птицы в весеннем лесу»
o «Птицы весну принесли»
o «Беседа о жаворонке»
o «О чем поют веной птицы»
o Составление рассказа по картине С. К. Артюшенко «Птицы весной»
2. Занятия по изодеятельнсти.
o «Грачи прилетели» (рисование)
o «Птица желаний» (рисование)
o «Сказочная птица» (рисование)
o «Скворечник» (аппликация)
o «Праздничный наряд для совы» (аппликация)
o «Летите голуби» (аппликация)
o «Жаворонки прилетели» (лепка)
o «Уточка» (лепка)
o «Птицы» (лепка по замыслу)
o «Домик для скворца» (конструирование)
o «Грачи прилетели» (конструирование)
3. Рассказ воспитателя о птицах
o «Скворец»
o «Грач»
o «Журавль»
o «Ласточка»
o «Соловей»
2. Обыгрывание дидактических, настольно – печатных и подвижных игр
o П. и «Лиса в курятнике»
o П. и «С П. и «Гуси – лебеди»
o П. и «Курица и цыпленок»
o П. и «Аист»
o П. и «Филин и пташки»
o П. и «Перелет птиц»
o П. и «Куропатки и ягодки»
o П. и «Ястреб и утки»
o П. и «Журавль»
o П. и «Птицелов»
o П. и «Сокол и лиса»
o «Птицы» - лото
o «Перелетные птицы» - лото
o «Кого поймала кошка» - игра – лабиринт
o «Чей клюв» - игра-лабиринт
o «Четвертый лишний» - дид. игры
o «Какая птичка улетела из домика? » - дид. игра
o «Прилетели птички» - дид. игра
o «Узнай по силуэту» - дид. игра
o «Угадай что это за птица» - дид. игра
o «Третий лишний» - дид. игра
o «Птицы»- дид. игра
o «Не зевай» - дид. игра
o «Кто как кричит» - дид. игра
o «Птичья угадай-ка» - дид. игра
o «Соедини по точкам» - дид. игра
o «Угадай, кого не стало» - дид. игра
o «Посади птичку на елку» - дид. игра
o «Собери картинку» - набор пазл
3. Консультации для родителей
o «Зимующие птицы»
o «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольника в семье»
o «Птичья столовая»
III этап – Заключительный
1. Конкурс детских рисунков и поделок.
2. Проведение викторины «Друзья наши – пернатые»
3. Подготовка методического пособия
4. Подготовка презентации.
Используемая литература: 1. Альябьева Е. А. «Итоговые дни по лексическим темам»
2. Артёмова, Л. А. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. А. Артёмова. – М. : Просвещение, 1992.-126 с.
3. Бабаева, Т. И., Гогоберидзе, А. Г, Михайлова, З. А. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду //
5. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
6. Вохринцева Светлана «Окружающий мир»
7. Грунина, С. О. Теория и методика экологического образования детей // С. О. Грунина. – Йошкар-Ола: 2006.-226с.
8. Давыдова О. И, Майер А. А., Богославец Г. А. «Проекты в работе с семьёй» Методическое пособие.
9. Журнал «Юный натуралист», 1990г. №12, № 1.
10. Згурская, Л. Д. Экология – малышам // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с. 40-48.
11. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность»
12. Пищикова Н. Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике»
13. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М. :Просвещение, 1999.-187с.
14. Николаева, С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 7. –с. 58-60.
15. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве/С. Н. Николаева. - М. : Педагогика, 2005. – 296с.
16. Рыжова, Н. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6. - с. 26-34.
17. Киреева Л. Г, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий»
18. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика // С. А. Козлова – М. : Педагогика, 2001.-168с.
19. КравченкоИ. В, Долгова Т. Л. «Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы»: Методическое пособие
20. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка»
21. Утробина К. К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми»
22. «Перелетные и зимующие птицы» (тематический словарь в картинках)
23. ШорыгинаТ. А. «Птицы. Какие они? » Книга для воспитателей, гувернёров и родителей.
24. Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду
Художественная литература
1. С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда».
2. К. Благослонова и В. Строкова «Трясогузка белая».
3. Л. Квитко «Смелые воробьи»,
4. М. Горький «Воробьишко»,
5. В. Левин «Воробьиное купание»,
6. Ю. Казаков «Жадный Чик и кот Васька» (в сокращении)
7. Г. Снегирев «Про птиц».
8. О. Высотская «Мастерица-зима»
9. Чтение стихотворений советских и зарубежных писателей.