Тема недели: «Здравствуй, зимушка-зима».
Тема дня: Зимующие птицы
Цель: Расширять и систематизировать знания детей о зимующих птицах.
Задачи:
1.Закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах;
2. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках зимующих птиц;
3. Формировать представления детей о понятиях: слово - предмет, признак, действие.
5. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них;
6. Предоставить детям выбор для раскрытия образа зимующей птицы разными изобразительными средствами (рисование, лепка, аппликация, ручной труд).
Приоритетные образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды совместной деятельности: игровая деятельность, двигательная, продуктивная, коммуникативная, познавательная.
Формы осуществления: решение проблемных ситуаций, игра.
Содержание: Дети играют в игру «Птицы зимующие и перелётные», вдруг младший воспитатель приносит письмо от зимующих птиц с просьбой помочь им выбрать президента.
Предварительная работа:
Игры подвижные, дидактические; беседы о птицах; наблюдения на прогулках; рассматривание птиц в книгах,альбомах...
Оборудование и материалы:
Карточки для игры: «Какие птицы спрятались».
Картинки «Гнезда птиц».
Набор картинок «Зимующие птицы».
Шаблоны птиц для творчества.
Краски, пластилин, цветная и белая бумага, кисточки, ножницы, стеки,
цветная шерсть…
Музыкальное сопровождение:
П.И. Чайковский «Времена года»
Методика проведения организованной образовательной деятельности.
Воспитатель с детьми играет в подвижную игру «Птицы зимующие, птицы перелетные»
Ход игры:
Дети – «птицы» врассыпную летают по «поляне» (ковер), имитируя движения птиц.
Воспитатель:
Наступили холода,
Наступили холода.
Ласточка ( ворона, дятел, синица, жаворонок, скворец, грач,) крылья расправляет,
Дети улетают за ковер, произнося при этом:
Улетает, улетает
В тёплые края.
Воспитатель:
Наступили холода,
Наступили холода.
Ворона крылья расправляет,
Дети присаживаются на корточки: Но никуда не улетает.
Ей зима не страшна.
Вдруг младший воспитатель вносит письмо: Дети, вам ворона принесла письмо.
Воспитатель: Прочитаем: Ребята, помогите, пожалуйста, нам, зимующим птицам, выбрать президента. Интересно! Поможем? Но сначала скажите, каким должен быть президент птиц, скажите слова - признаки. Президент какой?
Дети. Добрый, красивый, трудолюбивый, справедливый, бойкий, ловкий, весёлый, дружелюбный…
Воспитатель. Я думаю, президент птиц должен жить в лесу круглый год, чтобы представлять интересы птиц постоянно. И вот кандидатами на роль президента стали…Воспитатель открывает картинки с изображением этих птиц
Дети. Ворона, Воробей, Сорока, Дятел, Сова, Синица, Клест, Снегирь.
Воспитатель. Что можно сказать об этих птицах?
Дети. Эти птицы зимующие.
Воспитатель. Сову, Клеста и Снегиря птицы сразу решили отстранить от участия в выборах. Догадайтесь почему?
Дети. Сова - хищная птица, недобрая, может обидеть других птиц. Днем сова спит. Поэтому не может быть для птиц президентом.
Клест - живет далеко в дремучих сосновых лесах.
Снегирь - кочующая птица. его нет в наших лесах летом.
(Воспитатель убирает картинки этих птиц. Воспитатель: Птицы решили устроить показ моделей птичьего оперения.
Повторяйте за мной: «На одной ножке покручусь, и в зимующую птицу превращусь».
Младший воспитатель включает музыку, дети начинают медленно двигаться по комнате, изображая птиц. Воспитатель периодически выключает музыку, дети - птицы принимают красивую позу. Когда снова звучит музыка, они двигаются на носочках, кружась, порхая, танцуя. По окончании музыки все садятся на свои места.
Воспитатель: Этот конкурс выиграли Сорока, Синица и Дятел. Как вы думаете, почему?
Дети: Они не красивые, у них цвет перьев - серый, черный и коричневый. Не модный.
(Дети убирают картинки этих птиц).
Воспитатель. Остались только три птицы, которые продолжили участие в выборах. И решили птицы проверить, хорошие ли Сорока, Дятел и Синица строители.
(Воспитатель открывает картинки гнезда сороки, синицы, дупло дятла)
Дети рассматривают, приходят к выводу: Гнездо сороки и дупло дятла лучше, в них птенцы не намокнут, не замерзнут, их не легко достать.
Воспитатель. Чтобы птицы - зрители не заскучали, Сорока и Дятел решили их немного потешить, показать им свои способности.
Воспитатель. Сорока предложила вам догадаться, какие птицы здесь спрятались.
Игра: «Какие птицы спрятались на картинке».
Воспитатель. А дятел предложил задание - викторину:
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели будет завтра?
- Какой день недели был вчера?
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц идет?
- У человека - дети, а у птицы - ?
- У человека - нос, а у птицы - ?
- У животных - шерсть, а у птицы -?
- У кошки – лапы, а у птицы - ?
- В какое время года птицы перелётные улетают в теплые края?
- Ворона - зимующая или перелетная птица?
И дети быстро ответили на все вопросы! Им понравилась викторина дятла.
Воспитатель. В заключение птицы попросили Сороку и Дятла рассказать, какую пользу они приносят птицам, человеку, лесу.
Как вы думаете, что они рассказали?
Дети. Сорока рассказала, что она уничтожает много гусениц, мошек, жуков и комаров. Сороки могут утащить яйцо из чужого гнезда. И это - нехорошо!
Дятел - очень полезная птица, его называют лесным доктором.
Воспитатель. Что было бы с лесом, если бы в нем не было дятлов? (Ответ)
Воспитатель. Вот так и получилось, что президентом зимующих птиц был выбран Дятел. А теперь расскажите, какой он?
Дети. Большой, пестрый, красивый, зимующий, полезный, трудолюбивый, нарядный, элегантный.
Воспитатель. Как он выглядит?
Дети. У дятла модный наряд: сюртучок черный, а на крыльях - рукавичках белые крапинки, рубашечка белая с черными крапинами. На голове красный беретик.
Воспитатель. Чем питается дятел? Как он это делает?
Дети. Он уничтожает много насекомых - вредителей, которые прячутся под корой деревьев, а еще он питается семенами шишек. Найдет в лесу дерево с расщелиной и устроит там свою кузницу: засунет шишку в трещину и все семена выклюет.
Воспитатель. Какую пользу приносит дятел лесу?
Дети. Дятел уничтожает много вредителей и их личинок. Если много дятлов в лесу - значит, деревья будут крепкими и здоровыми. Когда дятел расклевывает шишки, некоторые семена падают на землю и из них вырастают новые деревца.
- Молодцы!
Воспитатель. А сейчас предлагаю создать зимующих птиц.
Выкладывание птиц из цветной шерсти, рисование красками, лепка из пластилина, аппликация.
(свои работы дети располагают около кормушки)
Воспитатель.
Дорогие ребята! Зимующие птицы просили меня передать вам благодарность за доброту и ласку и за то, что кормушки зимой никогда не пустуют. Спасибо!
Какое у Вас настроение?