МОК №2, Группа ТЕРЕМОК, г. Воронеж
Роль СМИ в воспитании детей. Что, было и что стало.
13 января [сб]
Большую роль в современном мире отводят средствам массовой информации, которые за частую пагубно влияют на развитие будущего поколения, так как очень много информации, которая должна быть определенно недоступной для взора детей. Однако же вспоминая свое прошлое, то есть детство, я вспоминаю наши средства массовой информации, которые сейчас почему-то несправедливо забыты, это радиовещание, где было много радиоволн посвященных именно образованию дошкольников. Это были интересные и увлекательные радиопередачи, на которых росли и воспитывались еще наши родители, и это была традиция не только моей семьи, но и многих советских семей. Например, радиопередача «Утренняя зорька» далее «Пионерская зорька», «Радионяня», «Музыкальная шкатулка» и таких радиоканалов было много, которые транслировали в свое эфире много познавательного и развивающего.Радиовещание для детей в советский период стало важным аспектом жизни радио в стране в целом. И, несмотря на идеологическую направленность в годы существования советского союза, большинство детских радиопрограмм стало средством воспитания детей. Идеологического, нравственного, эстетического – любого. С приходом коммерческих радиостанций детское вещание стало постепенно исчезать из эфира в связи с его некоммерческой направленностью. Сегодня на российских частотах вещает лишь одно радиоволна для детей – Детское радио, - которое принадлежит холдингу Газпром-Медиа. Детей знакомили с искусством и наукой с помощью радиоспектаклей и радиопередач. Особенностью детского радиовещания стала направленность на довольно узкую и специфическую аудиторию. Передачи эти готовили талантливые профессионалы. Именно поэтому и сегодня радиопрограммы, записанные в Советское время, могут выходить в эфир. Так же хочется отметить большую информационную роль детских телепередач. А именно телепередачи, на которых росли советские дети? Согласитесь, по телевизору в СССР было великое множество интересных передач. Перед сном мы бежали к экранам для просмотра «Спокойной ночи, малыши», ждали и любили «В гостях у сказки», узнавали много нового у "Клуба путешественников". Нас даже родители звали домой с прогулки, крича на весь двор о начале передачи, а после её окончания мы выбегали обратно на улицу. Давайте вспомним, какие передачи смотрели мы и наши родители. «Хочу все знать», "АБВГДейка", "Будильник", "Ералаш", "Спокойной ночи, малыши", "В гостях у сказки", «В мире животных»", «Детский час", "Мама, папа и я – вместе дружная семья", "Веселые старты", "Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас". В период 90-х появились в эфире такие детские телепередачи, как: "Зов джунглей", "Звездный час", "Веселые нотки", детская передача "Веселые нотки" была прообразом "Утренней звезды". В советское время люди жаловались, что жесткая цензура "выпускала" только пропагандистские, идеологически "причесанные" телепередачи, западное кино было сенсационной редкостью, еще меньше звучала зарубежная музыка, а о прямых эфирах можно было только мечтать. Но зато были отличные детские и юношеские передачи: умные, добрые, познавательные и душевные. Что касается печатных средств массовой информации, большим преимуществом считался штат высококвалифицированных журналистов. Практически по каждой сфере жизни имелся специализированный журнал. Для каждого возраста детей существовал свой журнал или газета: «Мурзилка», «Пионер» или «Пионерская правда», «Комсомольская жизнь» или «Комсомольская правда», «Ёж», «ЧИЖ», «Новая игрушечка», «Веселые картинки», «Колобок», «Поиграем в сказку». Рубеж 20 - 21 вв. характеризуется бурным развитием технического прогресса, повсеместным внедрением во все сферы общественной жизни компьютера и сети Интернет, вследствие этого – увеличением объемов мгновенно обновляемой информации. У телевидения и радио сложилась новая аудитория, эфир перехватил у прессы пальму первенства в плане оперативности и далеко превзошел ее в сфере изобразительности и наглядности. Стала актуальной проблема разделения труда между радио, телевидением, сетью Интернет и периодической печатью. Для того, чтобы в растущем информационном пространстве достойно конкурировать с другими источниками информации, все печатные издания претерпели ряд существенных изменений. Прежде всего, изменился облик газет и журналов. Они, например, стали шире использовать видеоряд, часто заменяя иллюстрациями печатное слово. Сейчас существуют такие детские печатные издательства, рассчитанные на аудиторию до 12 лет: «Дисней для малышей», с приложением «Винни и его друзья», «Веселые картинки», «Клепа», «Мурзилка», ведущий свою историю с советских времен, «Домовенок», «Когда ты один дома», «Приключения Веселых Человечков», «Раскраски от АиФки», «Решу без мамы», «Золотая антилопа», «Играем с Барби», «Фея» и «Принцесса» (для девочек 7-10 лет, «Журнал сказок», «Чебурашка», «Смешарики». Интернет как средство массовой информации по силе воздействия на развитие молодого поколения можно сравнить с расцветом эпохи телевидения. Интернет сегодня – неотъемлемая часть жизни любого цивилизованного общества, один из главнейших источников информации, по оперативности превосходящий печатные СМИ. В сети Интернет появилось множество детских веб-журналов, красочно оформленных, содержащих в себе виртуальное игровое начало: «Карапуз», «Ладушки», «Барби», «Вини-Пух», «Нахаленок», «В гостях у Золушки», «Загадочный мир» и т. д. Но все перемены нашего современного мира, современные процессы глобализации и модернизации имеют как свои положительные, так и отрицательные стороны. С развитием информационных технологий появились и новые проблемы, к которым можно отнести влияние средств массовой информации на психику, восприятие и воспитание детей дошкольного возраста. Конечно, в наше время есть отдельные каналы на телевидении для детей, но туда пропускается порой та информация, которую ребёнку не следует принимать. Влияние средств массовой информации на развитие и воспитание ребенка – серьезная проблема современности. И ей необходимо уделять большое внимание педагогам и психологам. Необходимо детей и взрослых научить правильно, использовать полученную информацию из средств массовой информации. Тенденции современной молодежи, это национальная проблема современного общества: безграмотность, отсутствие духа патриотизма, безнравственность. Безусловно, информационная эпоха диктует свои законы и выдвигает свои требования. СМИ сопровождают жизнь не только взрослых, но и детей. Телевизор, компьютер, видео давно и прочно вошли в обиход малышей начиная с первых лет их жизни. Именно проблема «ребёнок –телевидение» – одна из самых актуальных в воспитании ребёнка. Телевизор стал средством обихода в каждой семье, роль его возросла по сравнению с тем, что было, к примеру, два десятилетия назад. Телевизор сегодня является одним из средств воспитания подрастающего поколения. Во многих группах в детских садах появились телевизоры и DVD-проигрыватели. Часто воспитатели вместо того, чтобы занять детей какой-либо игрой, каким-то видом деятельности, включают телевизор (DVD-проигрыватель, и в группе – тишина. Дети «заняты» просмотром мультфильмов. Такое допускать нельзя. Возникает вопрос: «А как раньше обходились без телевизоров, DVD-проигрывателей? Дети больше играли. Сегодня наши дети не могут играть, они не могут придумывать сюжеты для своих игр. Сегодня они играют в своих «мультипликационных» героев. И хорошо еще, когда это добрые, положительные герои. А если проанализировать сюжет, содержание этих мультфильмов, то можно сказать, что они совсем «не детские». Утром наши воспитанники приходят в детский сад после выходных. Раздевалка группы постепенно наполняется веселыми детскими голосами. Не доходя до группы дети начинают делится: какие мультфильмы смотрели, в какие игры играли на компьютере, кем из героев они хотели бы быть (Человек-паук, Бэтмен, и т. д.) Наблюдая подобные сцены и слушая детские диалоги, в который размышляешь, насколько сильно влияние средств массовой информации на детское сознание и какой дефицит общения с взрослыми испытывают дети. После просмотра зарубежных мультфильмов у детей проявляется не только агрессия, часто они становятся источниками детских страхов. На сегодняшний день есть современные отечественные мультфильмы, которые не вызывают агрессии у детей, содержат много поучительной информации. Это мультфильмы «Фиксики», «Уроки тетушки Совы», «Барбоскины» и др. Можно сказать, что эти мультфильмы составляют «конкуренцию» западным мультфильмам. Проблема современного телевидения в том, что оно стало абсолютно циничным и безнравственным. Оно не выполняет свою задачу воспитания молодёжи, не прививает подрастающему поколению общественные ценности, нормы и правила поведения, не знакомит с культурой и бытом народов разных национальностей. Более того, всё это низвергает, втаптывает в грязь, с чем мириться не только нельзя, но и небезопасно для будущего поколения и будущего нашей Родины. Когда по спутниковому телевидению транслируются сотни каналов, то за их качеством и не уследишь. Необходима специальная комиссия, которая будет следить за передачами, выходящими в эфир и за тем, в какое время эти передачи транслируются. Я думаю, что единственным выходом в сложившейся ситуации, является не инновационная деятельность, а простое общение детей со сверстниками, с родителями, воспитателями, учителями, и это общение должно быть ежеминутно, с ребенком нужно общаться, по средствам общения и собственного примера, только так мы можем вырастить здоровое общество. Ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе. Чем больше добра ребёнок получает в детстве, тем полнее и ярче его жизнь, он с оптимизмом будет смотреть на мир. Ведь каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос здоровым и физически, и психически, был счастлив и делился этим счастьем с окружающими. Поверьте, мир тогда станет добрее! Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Это невозможно и бессмысленно. Ведь есть много телепередач и компьютерных игр, которые являются настоящей энциклопедией нравственности и познания окружающего мира, своеобразным позиционированием моделей поведения в разных ситуациях. Но подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы использовать ее по назначению, когда она станет именно средством получения нужной информации, а не полновластным хозяином их душ. Тогда, и только тогда, детские диалоги, игрушки, рисунки и игры станут другими. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.