МОК №2, Группа ТЕРЕМОК, г. Воронеж
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ГОТОВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОО К РАБОТЕ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ".Л. Н. Толстой «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребёнок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребёнка. Весь этот «хаос» не поддаётся как будто никакому учёту, тем не менее, он создаёт в каждый момент определённые изменения в личности ребёнка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитания» Утвержден ФГОС ДО 1. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации: от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299); от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2011 г., регистрационный N 22303). 2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года. Министр Д. Ливанов Нормативно-правовая основа реформы отечественного образования 1. 1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. 2.Постановление от 15.05.2013 года № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Нормативно-методическая основа управления ДОО Закон об образовании РФ ФГОС ДОО Образовательная программа ДОО: Примерная образовательная программа, Парциальные программы, Региональный компонент. Психологический язык ФГОС ДО Образовательная среда- совокупность локальных образовательных сред, которые находятся во взаимодействии друг с другом. Два основных уровня и вида локальных образовательных сред: на уровне деятельности образовательного учреждения — культурная педагогическая среда ДОУ; на уровне индивидуальной деятельности педагога - среда профессионального функционирования педагога. А.Сорина Культурные практики-обычные (привычные) для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности, тесно связанные с особенностями его совместного бытия с другими людьми Способности– это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения Познавательные способности – свойства интеллекта, которые обнаруживают себя при решении проблем (задач) Образовательные области представляют собой направления развития ребенка коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественноэстетическое развитие; физическое развитие
ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ДОО В УСЛОВИЯХФГОС НЕОБХОДИМО НАПРАВИТЬ НА:
охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числеих эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка впериод дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числеограниченных возможностей здоровья); обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее -преемственность основных образовательных программ дошкольного и начальногообщего образования); создание благоприятных условий развития детей в соответствии с ихвозрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностейи творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,другими детьми, взрослыми и миром; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс наоснове духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществеправил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здоровогообраза жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности иответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ иорганизационных форм дошкольного образования, возможностиформированияПрограмм различной направленности с учетом образовательных потребностей,способностей и состояния здоровья детей; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышениякомпетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития иобразования, охраны и укрепления здоровья детей.
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАНДАРТ ЯВЛЯЕТСЯОРИЕНТИРОМ ДЛЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. Требования кпсихолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программыдошкольного образования 2. Требования кразвивающей предметно-пространственной среде
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основнойобразовательной программы дошкольного образования
уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование иподдержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях испособностях; использование в образовательной деятельности форм и методов работы сдетьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедленияразвития детей); построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых сдетьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка иучитывающего социальную ситуацию его развития; поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей другк другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для нихвидах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участниковсовместной деятельности и общения; защита детей от всех форм физического и психического насилия; поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране иукреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательнуюдеятельность. Организация образовательного процесса непосредственно образовательная деятельность (не связанная с одновременнымпроведением режимных моментов); образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах (во времяутреннего прихода детей в образовательную организацию, прогулки, подготовки кприемам пищи и дневному сну и т.п.); взаимодействие с семьями детей по реализации ООПДО совместная деятельность взрослого и детей направленная на становлениепервичной ценностной ориентации и социализации организация предметно-пространственной развивающей среды для поддержкидетской инициативы (уголки самостоятельной активности) поддержка индивидуальности ребенка УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯСОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СПЕЦИФИКЕДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРЕДПОЛАГАЮТ:
обеспечение эмоционального благополучия поддержку индивидуальности и инициативы детей создание условий дляпринятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы исамостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской,проектной, познавательной и т.д.) установление правил взаимодействия в разных ситуациях построение вариативного развивающего образования, ориентированного науровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослыми более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальнойдеятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросамобразования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательнуюдеятельность, в том числе посредством создания образовательных проектовсовместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательныхинициатив семьи.
В ЦЕЛЯХ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДО ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОЗДАНЫ УСЛОВИЯ ДЛЯ: профессионального развития педагогических и руководящих работников, в томчисле их дополнительного профессионального образования консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законныхпредставителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числеинклюзивного образования (в случае его организации) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, втом числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми
Образовательная среда для ребенка дошкольного возраста включает следующиекомпоненты: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППАХ ДЕТСКОГОСАДА Развивающая предметно-пространственнаясреда- это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннееразвитие ребёнка в детском саду, состояние его физического ипсихического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также надеятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении. Требования к развивающей предметно-пространственной среде 1.Развивающаяпредметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения исовместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых,двигательной активности детей, а также возможности для уединения 2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организацииинклюзивного образования - необходимые для него условия; учетнационально-культурных, климатических условий, в которых осуществляетсяобразовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДОЛЖНА БЫТЬ: -СОДЕРЖАТЕЛЬНО-НАСЫЩЕННОЙ;
Насыщенность среды соответствие возрастнымвозможностям детей и содержанию Программы Образовательноепространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числетехническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым,спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии соспецификой Программы) Организацияобразовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования иинвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную,исследовательскую и творческую активность, двигательную.
Трансформируемость пространствапредполагает возможность изменений предметно-пространственной среды взависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов ивозможностей детей «в проекте развивающейсреды детского сада должна быть, заложена возможность того, что и ребёнок ивзрослый становятся творцами своего предметного окружения, а в процесселичностно-развивающего взаимодействия друг с другом – творцами своей личности издорового тела» А.В. Петровский
Полифункциональностьматериалов предполагает:
Вариативность средыпредполагает: наличие в Организацииили Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.),а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающихсвободный выбор детей; 9 декабря 2015 в 22:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.