МОК №2, Группа ТЕРЕМОК, г. Воронеж

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ГОТОВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОО К РАБОТЕ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ".

Л. Н. Толстой

«Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребёнок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребёнка. Весь этот «хаос» не поддаётся как будто никакому учёту, тем не менее, он создаёт в каждый момент определённые изменения в личности ребёнка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитания»

Утвержден ФГОС ДО

1. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299);

от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2011 г., регистрационный N 22303).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.

Министр Д. Ливанов

 Нормативно-правовая основа реформы отечественного образования

1. 1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. 2.Постановление от 15.05.2013 года № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Нормативно-методическая основа управления ДОО

Закон об образовании РФ

ФГОС ДОО

Образовательная программа ДОО: Примерная образовательная программа, Парциальные программы, Региональный компонент.

Психологический язык ФГОС ДО

Образовательная среда- совокупность локальных образовательных сред, которые находятся во взаимодействии друг с другом.

Два основных уровня и вида локальных образовательных сред: на уровне деятельности образовательного учреждения — культурная педагогическая среда ДОУ; на уровне индивидуальной деятельности педагога - среда профессионального функционирования педагога.

А.Сорина

Культурные практики-обычные (привычные) для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности, тесно связанные с особенностями его совместного бытия с другими людьми

 Способности– это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения

Познавательные способности – свойства интеллекта, которые обнаруживают себя при решении проблем (задач)

Образовательные области представляют собой направления развития ребенка

коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественноэстетическое развитие;

физическое развитие 

Образовательные области, выраженные в направлениях

Виды деятельности

познавательное развитие

-познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); конструирования из различных материалов   (строительного материала,

-конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.);

изобразительной (рисования, лепки, аппликации);

речевое развитие

-коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);

художественно-эстетическое развитие

-восприятия художественной литературы и фольклора;    

-музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).

физическое развитие

-двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх

социально-коммуникативное развитие

-игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой,   режиссёрской и игры с правилами);  

-элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе)


ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ДОО В УСЛОВИЯХФГОС НЕОБХОДИМО НАПРАВИТЬ НА:


охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числеих эмоционального благополучия;

обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка впериод дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числеограниченных возможностей здоровья);

обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее -преемственность основных образовательных программ дошкольного и начальногообщего образования);

создание благоприятных условий развития детей в соответствии с ихвозрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностейи творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,другими детьми, взрослыми и миром;

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс наоснове духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществеправил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здоровогообраза жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности иответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ иорганизационных форм дошкольного образования, возможностиформированияПрограмм различной направленности с учетом образовательных потребностей,способностей и состояния здоровья детей;

формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышениякомпетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития иобразования, охраны и укрепления здоровья детей.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

СТАНДАРТ ЯВЛЯЕТСЯОРИЕНТИРОМ ДЛЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Требования кпсихолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программыдошкольного образования

2. Требования кразвивающей предметно-пространственной среде

 

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основнойобразовательной программы дошкольного образования

 

уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование иподдержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях испособностях;

использование в образовательной деятельности форм и методов работы сдетьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедленияразвития детей);

построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых сдетьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка иучитывающего социальную ситуацию его развития;

поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей другк другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для нихвидах деятельности;

возможность выбора детьми материалов, видов активности, участниковсовместной деятельности и общения;

защита детей от всех форм физического и психического насилия;

поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране иукреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательнуюдеятельность.

Организация образовательного процесса

непосредственно образовательная деятельность (не связанная с одновременнымпроведением режимных моментов);

образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах (во времяутреннего прихода детей в образовательную организацию, прогулки, подготовки кприемам пищи и дневному сну и т.п.);

 взаимодействие с семьями детей по реализации ООПДО

совместная деятельность взрослого и детей направленная на становлениепервичной ценностной ориентации и социализации

организация предметно-пространственной развивающей среды для поддержкидетской инициативы (уголки самостоятельной активности)

поддержка индивидуальности ребенка

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯСОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СПЕЦИФИКЕДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРЕДПОЛАГАЮТ:

 

обеспечение эмоционального благополучия

поддержку индивидуальности и инициативы детей

создание условий дляпринятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы исамостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской,проектной, познавательной и т.д.)

установление правил взаимодействия в разных ситуациях

построение вариативного развивающего образования, ориентированного науровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослыми более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальнойдеятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка)

взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросамобразования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательнуюдеятельность, в том числе посредством создания образовательных проектовсовместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательныхинициатив семьи.

 

В ЦЕЛЯХ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДО ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОЗДАНЫ УСЛОВИЯ ДЛЯ:

профессионального развития педагогических и руководящих работников, в томчисле их дополнительного профессионального образования

консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законныхпредставителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числеинклюзивного образования (в случае его организации)

организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, втом числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми

 

Образовательная среда для ребенка дошкольного возраста включает следующиекомпоненты:

предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

характер взаимодействия со взрослыми;

характер взаимодействия с другими детьми;

система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому

 

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППАХ ДЕТСКОГОСАДА

Развивающая предметно-пространственнаясреда- это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннееразвитие ребёнка в детском саду, состояние его физического ипсихического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также надеятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

1.Развивающаяпредметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения исовместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых,двигательной активности детей, а также возможности для уединения

2.  Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ; в случае организацииинклюзивного образования - необходимые для него условия; учетнационально-культурных, климатических условий, в которых осуществляетсяобразовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДОЛЖНА БЫТЬ:

-СОДЕРЖАТЕЛЬНО-НАСЫЩЕННОЙ;
- ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ,
- ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ,
- ВАРИАТИВНОЙ,
- ДОСТУПНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ

 

Насыщенность среды

соответствие возрастнымвозможностям детей и содержанию Программы

Образовательноепространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числетехническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым,спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии соспецификой Программы)

Организацияобразовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования иинвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную,исследовательскую и творческую активность, двигательную.

 

Трансформируемость

пространствапредполагает возможность изменений предметно-пространственной среды взависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов ивозможностей детей

«в проекте развивающейсреды детского сада должна быть, заложена возможность того, что и ребёнок ивзрослый становятся творцами своего предметного окружения, а в процесселичностно-развивающего взаимодействия друг с другом – творцами своей личности издорового тела»

                                                                                          А.В. Петровский

 

Полифункциональностьматериалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды,например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие вОрганизации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленнымспособом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодныхдля использования в разных видах детской активности (в том числе в качествепредметов-заместителей в детской игре)

 

Вариативность средыпредполагает:

наличие в Организацииили Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.),а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающихсвободный выбор детей;

9 декабря 2015 в 22:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.